Эмулятор PDP-11 или просто о ДВК
Сегодня рассмотрим Эмулятор 16 битного компьютера
❶ Что же такое ДВК? ДВК - это Отечественный Диалоговый вычислительный комплекс.
Как я узнал, ДВК - семейство советских ЭВМ середины 80-x и начала 90-x годов 20-го века. Первая модель разработана в 1981 году, но началась выпускаться с 82-го.
Архитектура ДВК повторяет мини-ЭВМ фирмы DEC PDC-11 и PDP-11, но на более современной элементной базе.
Как вы уже поняли, ДВК без проблем умещалась на письменном столе:
Что мы видим? Монитор, клавиатура и "ящик" на котором стоит монитор, на котором еще имеются три переключателя, так называемые "клювики". Переводя на сегодняшний язык можно сказать, что это сам системник или грубо говоря компьютер. Монитор можно было подключать не только к ДВК, как процитировано ниже.
Все компьютеры семейства ДВК были программно и аппаратно (по шине МПИ) совместимы с серией управляющих Микро-ЭВМ Электроника-60, МС 1212 и СМ-1425.
Наш клон не ставил перед собой больших задач, по этому первая модель ДВК имела объем оперативной памяти всего 48 килобайт, в качестве накопителей использовались 5,25 дюймовые дисководы объемом 720 килобайт. Единственным его преимуществом перед
Главным минусом ДВК было отсутствие нормального графического контроллера. Точка могла иметь только два цвета – либо светиться, либо быть темной, что делало невозможным графически оценить построенную при проектировании модель и увидеть допущенные ошибки, ну и на этом судьба ДВК сразу была предрешена.
❷ Эмулятор PDP-11 - ДВК-1.
Как все это работало?
Пользователь вставлял в дисковод системную дискету, включал питание компьютера, после того, как операционная система RT-11 загружалась, человек вставлял во второй дисковод дискету с программами и начинал работать.
Давайте приступим. Скачиваем, распаковываем и запускаем pdp11.exe
При запуске мы увидим экран компьютера ДВК и процесс загрузки ОС RT-11 SB V05.07. Компьютер не имеет BIOS, то при загрузке попросит ввести дату и время, изменяется она стрелками вверх и вниз, после как установили жмем ввод (Enter). Вводить дату и время не обязательно. После полной загрузки мы увидим такой экран:
Приветствие начинается с точки. Команды вводятся после точки.
- TIME: выводит время или устанавливает время
- DATE: выводит или устанавливает дату
- BASIC: вызывает интерпретатор BASIC
- DELETE: стирает файл с устройства
Команд много, посмотреть можно
Теперь давайте напишем программу на языке программирования BASIC, который изучали в старших классах или в институтах.
В командную строку напишем команду: BASIC
При запуске интерпретатора появится вопрос, использовать все функции или только необходимые. В ответ пишем ALL (все функции) и жмем Enter. В ответ мы увидим приглашение: READY
Если кто программировал в QBasic (лично я только там с этим познакомился), то ему будет знакомо, что каждая строка нумеруется с шагом 10 для случая если придется править программу.
Напишем программу, которая запросит ввести три числа. Два числа перемножаться, а третье прибавиться.
10 PRINT "A" 20 INPUT A 30 PRINT "B" 40 INPUT B 50 PRINT "C" 60 INPUT C 70 LET X=A*B+C 80 PRINT "X="; X 90 END
Запустить программу на исполнение можно командой RUN, которую напишем после: 90 END. Она является командой интерпретатора BASIC, а не командой ОС. После ввода команды RUN, нам придется ввести числа. После ввода чисел у нас выполнится вычисление A*B+C (сначала умножение, потом сложение) и результат будет записан в переменную X. После вывода результата появится сообщение READY, говорящее, что можно вводить команды или сохранить программу.
Первая программа при запуске на исполнение и после исполнения:
Разберем команды, которые мы использовали:
- PRINT: выводит на экран сообщение
- INPUT: считывает веденные данные с клавиатуры
- LET: предназначена для арифметических операций
- END: завершение программы
Для прикола:
10 PRINT "V" 20 INPUT V 30 IF V <= 16 THEN PRINT "BAD" 40 IF V >= 18 THEN PRINT "GOOD" 50 IF V = 17 THEN PRINT "RELEASE ;D" 60 END
Теперь давайте сохраним программу.
После READY, пишем: SAVE ABC.BAS и жмем Enter
Наша программа сохранится, только не понятно где, но при выключении эмулятора - файл не удаляется, то есть, мы сохранили, включили BASIC, прописали OLD ABC.BAS и наша программа будет загружена. После READY остается только написать команду RUN.
Чтобы выйти из Бэйсика, остается только прописать команду BYE и мы снова окажемся в командой строке ОС
Думаю на этом все. Буду дальше разбираться и учиться. Огромное спасибо
программа сохранится в файл HDSYS.DSK
А где данный файл располагается?
Файл HDSYS.DSK - это образ системного диска от автора эмулятора, хранится в папке программы, по умолчанию является главным системным диском для загрузки и хранения информации.
Подробнее об эмуляторе читайте описания от разработчика
http://zx-pk.ru/showthread.php?t=18351
Архив программ для компьютеров УК-НЦ \ ДВК и БК
archive.pdp-11.org.ru
По ссылке на скачивание орет АНТИВИРЬ-ОПАСНО!
Я не скачал.
Проверь другим антивирусом, у меня McAfee и каспер ничего не орут.
Если напрягает - поставь на виртульную машину.
Может екзешник в архиве не нравится, но это проблема твоего антивируса.
Вот результат проверки DrWeb (http://vms.drweb.ru/online/ )
Проверка: http://ds-release.ru/wp-content/uploads/2014/04/VM_DVK.zip
Версия антивирусного ядра: 7.0.18.3140
Вирусных записей: 7186168
Размер файла: 525.11 КБ
MD5 файла: 8f7a78abbc45100df9b794ef239564ee
http://ds-release.ru/wp-content/uploads/2014/04/VM_DVK.zip - archive ZIP
На мой взгляд, недостатки семейства ДВК были несколько другого плана.
Емкость привода не 720 Кбт, а 360 (40 дорожк, 9 секторов, 2 стороны) Но! Встречались и другие комбинации. На мой взгляд, создатели просто спекулировали этими параметрами, выдавая их за "коренную модернизацию в результате проведенной работы.." Совместимость , а точнее, ее отсутствие никого не тревожила.
Графический контроллер дисплея появится на ДВК только в 85 году. Вопрос управления цветности точки не стоял совершенно, т.к. сам контроллер графического дисплея операционной системой не поддерживался, (как и МС-ДОС)и приложение работалос ним "втемную". Бэйсик-ДВКкоман типа get или plot просто не имел. Графики строили графическими примитивами - псевдографикой.
Большой проблемой было отстутствие у процессора команд для работы с портами. В результате приходилось использовать совмещенное адресное пространство, отсюда и не круглая цифра емкости ОЗУ-адресов процессору хватало только на 64К. Но в те времена и 16К былосерьезным объемом.
Очень серьезным недостатком была 7 битная кодировка символов. Для перехода с латыни на кириллицу например в кодовой таблице был один непечатный символ, а обратно другой. Еслиодин из этих "дирижеров" терялся, экран заполняла "блатынь".
И самым важным дефектом было отсутствие программ. Языки программирования высокого уровня чудовищно иррациональны, квалификации пользователей для создания сложных программ никогда не хватало. О работе с графикой и речь не стояла. Вот взоры пользовательского стада и устремилисьвсторону клонов ИБМ
Здравствуйте.
исчу человека, знающего хоть немного PDP 11, Нужна кое какая помощь в написании не сложного кода.
Срочно свяжитесь, надеюсь договоримся.
Заранее благодарю!
Неужели кто-то ещё помнит слова PDP11, СМ4, Электроника 60,RSX- 11M, RT-11, MACRO-11. Если ещё актуально пишите.
Видно, что люди не застали ДВК.
По поводу дискет:
1. Были накопители на 8 дюймовых дисках, на первых моделях(начиная с ГМД-70 и далее) (драйвер DX)
2. На 5 дюймовых дискетах, отличались контроллерами НГМД(драйвер МХ) с одинарной плотностью и КМД(драйвер МY)
Число треков определялось накопителем подключенным. Были на 40 и 80 треков.
Число секторов на трек - 5,5 с одинарной и 10 с двойной
По поводу графики, было несколько вариантов, самые частые КГД(монохромный) и КЦГД(цветной)