Как увидеть свои финансовые трудности задолго до их появления
Обычно, после приветствия принято спрашивать как дела. В данном случае финансовые дела. Времена нынче не лёгкие, да и когда они были простыми. Свои финансы необходимо держать под контролем и, желательно, под личным. Доходы не растут, а расходов всё больше, и они всё разнообразнее. И квартплата, и кредиты, и покупки, и садик, и школа, а ещё отпуск планируется, а хватит ли на ремонт квартиры, и автомобиль уже пора бы обновить, а стоит ли брать ещё один кредит или от чего-то отказаться?
Вопросов много, и логичный вывод, что пора бы уже наконец-то начать вести учёт домашних финансов. Легко сказать. Но сделать это проще, чем кажется. Немного магии и Excel. Причём хватит базовых знаний электронных таблиц. Нет, вы, конечно, можете использовать блокнотики и тетрадки, но при таком способе ведения учёта его совершенно невозможно масштабировать. Так что всё-таки Excel.
Итак, приступим.
По горизонтали отложим месяцы, по вертикали разделы нашего будущего финансового плана. О разделах давайте подробнее. Будет два больших раздела: доходы и расходы.
Доходы подразделяем на виды денежных поступлений: аванс, зарплата, отпускные, квартальная премия, годовая премия, больничный и т.д. Желательно виды денежного довольствия разделять, так будет понятнее вести учёт поступивших денег. В колонке каждого месяца ставим формулу суммы (=сумм(диапазон суммируемых ячеек)). Рис. 1.
Рис.1:
Расходы будут разнообразнее. Кто бы сомневался!
Для начала расходы необходимо разделить на подразделы (как пример): кредитные обязательства, обязательные платежи, текущие расходы. В рамках каждого подраздела добавляем соответствующие статьи расходов.
Кредитные обязательства делим по видам, имеющихся кредитов: расходы на оплату кредитной карты, ипотеки, потребительского кредита.
Обязательные платежи: связь, интернет, оплата электроэнергии, налоги, ОСАГО, техническое обслуживание авто и т.д.
В подразделе текущих расходов добавляем нерегулярные, но существенные траты, которые были в течение месяца. В этом подразделе есть одна интересная статья: «Общие бытовые расходы». Дело в том, что в течение каждого месяца есть масса небольших затрат: кафе, мелкий шопинг, «карманные расходы» и т.д. Учитывать каждый из таких затрат очень трудоёмко и не целесообразно. Существует очень простое решение – выводить такие расходы балансовым методом. В конце отчётного периода (месяц) известны полученные доходы, основные расходы и остатки денежных средств. Чтобы получить общие бытовые расходы, используем следующую формулу:
Остатки денег = доходы – расходы – общие бытовые расходы.
В формуле известны все параметры, кроме общих расходов. Используем формулу Excel «подбор параметра»: панель инструментов – данные – анализ «что если» - подбор параметра. В поле «Установить в ячейке» ссылаемся на ячейку «Баланс» в колонке месяц, о ней расскажем чуть позже, но она как раз включает сумму доходов и расходов. В поле «Значение» указываем остаток денежных средств по итогам месяца. В поле «Изменяя значение в ячейке» ссылаемся на ячейку общих бытовых расходов. Кликаем «ОК» и в ячейке появляется значение наших мелких затрат в течение месяца. Осторожно они могут шокировать!
С подразделами расходов закончили. Теперь надо просуммировать статьи в подразделах и сами подразделы в разделе «Расходы» рис.2.
Рис. 2:
Наш финансовый план нуждается ещё в некоторых разделах: рис.3.
Рис. 3:
Раздел «Кредитные средства» необязательный. Он может быть создан в случае, если вы используете для покрытия своих расходов кредитную карту. На рисунке 3 число 200000 – это кредитный лимит карты. В те месяцы, в которые вы используете средства кредитной карты, указываете сумму средств. В ячейке B9, благодаря формуле всегда будет виден актуальный остаток средств на кредитной карте.
Раздел «Денежные средства» не распределяется по месяцам. Он служит для удобства подведения итогов остатков денежных средств в конце отчётного периода. Данные в него вносятся вручную каждый раз в конце месяца.
Строка «Баланс», пожалуй, ключевая в нашем финансовом плане. Рассчитывается как доходы минус расходы и плюс остаток от прошлого месяца. Формула хорошо видна в ячейке D3 рисунка 3. Обратите внимание на ячейку C3. Так как в начале года в таблице нет колонки предыдущего отчётного периода, то сумма остатка проставлена вручную (121585 р.).
Ну что же, разобравшись с тем, как строить финансовый план, давайте ответим на главный вопрос: как увидеть свои финансовые трудности задолго до их появления.
Дело в том, что ваш финансовый план можно легко заполнить до конца года. Значения расходов и/или доходов, которые вы не знаете, можно указать примерные. Их можно актуализировать в течение ведения плана на протяжении года. Строка «Баланс» покажет вам, в каких месяцах будут отрицательные значения. Это будет означать превышение расходов над доходами. Благодаря составленному финансовому плану в начале года, такие проблемные зоны можно увидеть заранее и продумать варианты решения проблем. Можно «поиграться» с некоторыми значениями в ячейках доходов и расходов и посмотреть, как это скажется на строке «Баланс» как по месяцам, так и в конце года.
Вам этого мало?
Что ж, тогда финансовый план можно масштабировать на два-три года вперёд. Особенно это актуально, если вы планируете крупные вложения денежных средств. Вполне может оказаться, что безоблачный текущий год принесёт вам финансовые трудности в последующих годах.
Чтобы управлять, надо научиться считать. Финансовый план – это не «страшилка», а средство управления вашими денежными средствами. Используя его регулярно, вы научитесь понимать свои финансовые риски, видеть резервы и возможности. А это прямой путь к вашему благосостоянию!